А у них как? Иностранные лотереи

Первый лотерейный розыгрыш в России прошёл ещё несколько столетий назад. Но почему же за границей они популярнее, чем у нас? Проблема в культуре, менталитете или в более длительной истории зарубежных лотерей? Ответы на все важнейшие вопросы об иностранных лотереях получил Илья Тарасов.

Портфолио эксперта

Екатерина Шинкарева руководитель управления развития продуктового маркетинга в «Столото». В лотерейной индустрии уже 10 лет. Участница множества международных конференций. 


Лотереи очень популярны по всему миру: в США, Испании и Италии. Почему так исторически сложилось, что почти каждый житель этих стран участвует в лотереях?

Екатерина Шинкарева: Я думаю, что это зависит от истории каждой из стран: как долго они играют в лотерею и не было ли перерывов или запретов на лотерею. В нашей стране после распада СССР всё сильно поменялось. До Советского союза и во время его существования лотереи были очень популярны. После распада СССР отраслью никто не занимался, поэтому появилось много мошенников. Именно из-за них лотереи в нашей стране утратили свою популярность. А в Испании такого не было. Розыгрыши их ключевой лотереи «Эль Гордо» проходят беспрерывно с 1812 года. В США история похожая: лотереи существуют с колонизаторских времён, и именно в Америке была придумана бестиражная (моментальная) лотерея. Во всём мире лотереи делятся на тиражные (когда билеты продаются на определённый тираж) и бестиражные (когда, стерев защитный слой, можно сразу понять, выиграл ты или нет). Такие лотереи и придумали в США в середине 20 века. Моментальные лотереи там невероятно популярны, потому что они первые начали развивать эту историю. Раньше этого не было ни в Европе, ни в Азии. И сейчас в ряде штатов оборот по моментальным лотереям составляет миллиарды долларов в год.

Большинство лотерей похожи это цифры, розыгрыши, угадывания, но в некоторых странах используют куда более интересные форматы. Какие есть необычные формы проведения лотерей?

Екатерина Шинкарева: Кейсов довольно много, начиная с розыгрышей грин-карт в США и «кладбищенских» лотерей, в которых разыгрывают места на кладбище, и заканчивая розыгрышами билетов на крупные спортивные соревнования, такие как Чемпионаты мира и Европы по футболу. Есть очень интересная история из Австралии: у одной пары был остров, который они не могли уже содержать. И тогда они решили разыграть его в лотерее. Билет стоил достаточно дорого, но участников при этом было довольно много, и пара неплохо заработала. В итоге остров разыграли, и теперь там новые владельцы, которые отстроили гостиницу и принимают отдыхающих. 

В какой стране на сегодняшний день самые большие призовые фонды и где лотереи сейчас развиваются семимильными шагами? 

Екатерина Шинкарева: Если составлять топ, то это США, Китай, Испания, Франция и Великобритания. Самые большие призовые фонды в межнациональных лотереях, например, в EuroMillions. Это лотерея, в создании которой объединились несколько стран: Бельгия, Франция, Испания, Великобритания. Соответственно, там формируется единый джекпот, который априори будет очень крупным. Именно про эти лотереи мы чаще всего слышим. Такая же история и в США: у них есть Powerball и Megamillion — это две лотереи, которые объединяют все штаты, именно в таких лотереях наибольший призовой фонд и наиболее крупные джекпоты.


В России человек, выигравший в лотерею, не обязан раскрывать свою личность публично. Как обстоят дела с анонимностью победителей за рубежом? 

Екатерина Шинкарева: Тут всё зависит от законодательства той или иной страны. Потому что есть страны, где победитель, получая приз, обязан раскрыть свои личные данные, дать интервью и сфотографироваться для СМИ. В штате Нью-Йорк, например, такой необходимости нет, каждый победитель может остаться инкогнито. Но что приятно, относительно нашей страны, могу сказать, что за последние годы люди стали чаще делиться этими позитивными эмоциями от победы в лотерее. 


С 2014 года у нас в стране все лотереи государственные. Как с этим дела обстоят за рубежом?

Екатерина Шинкарева: На самом деле, это международный принцип, в 95 % случаев лотереи государственные. И все успешные мировые кейсы, будь то США, Китай, Великобритания или Испания, — государственные лотереи. Это помогает контролировать отрасль и не допускать того, что происходило у нас в стране в 90-е годы. Тогда лотерейная индустрия никак не контролировалась, поэтому производить и распространять лотереи мог любой частный организатор, многие из которых просто отмывали на этом деньги. Они не выдавали крупные призы, смешивали понятия «лотерея» и «игровые аппараты» и под прикрытием лотерей открывали просто игровые залы. Пока государство не контролирует лотерейную индустрию, появляется много нечестных игроков в ней, что никак не популяризирует отрасль, не позволяет пополнять государственную казну или заниматься благотворительностью. 

Сколько денег, полученных от продажи билетов, идёт в государственную казну в России и сколько за границей?

Екатерина Шинкарева: Основное в лотерее — это призовой фонд, на формирование которого в нашей стране идёт от 50-70%. В разных странах в призовой фонд идёт от 40% до 70-80%. Далее в России 10% от выручки за вычетом призового фонда идёт в государственный бюджет, в других странах такое распределение отличается в зависимости от законодательства страны. Помимо этого, мы платим в полном объёме налоги и из прибыли реализуем много проектов, которые помогают различным благотворительным и социальным фондам.


У нас в стране участвовать в лотерее могут все желающие после 18 лет. А могут ли наши граждане участвовать в иностранных лотереях или где-то это может быть запрещено?

Екатерина Шинкарева: Я не знаю таких прецедентов, чтобы гражданам других стран законодательно было запрещено участвовать в лотереях. Но очень важно проверять, можно ли получить иностранцам выигрыш. Потому что часто бывает так, что участвовать могут все, а получить выигрыш могут только граждане страны, в которой проходит розыгрыш. На сайте «Столото» могут играть все, для этого нужна SIM-карта (российская или любой другой страны СНГ), но при этом налог на выигрыш для нерезидентов России будет составлять 30%.


Где математическая вероятность выиграть в лотерею выше у нас или за рубежом? 

Екатерина Шинкарева: Это зависит исключительно от формулы, используемой в лотерее, и никак не зависит от страны проведения. Теорию вероятности же никто не отменял. Например, есть формула «6 из 45», в которой вероятность выиграть суперприз составляет 1 к 8 миллионам. В лотереях похожих на Powerball или MegaMillions используют более сложные формулы, и вероятность выигрыша суперприза в них составляет 1 к 300 миллионам. Естественно, что выиграть в таких лотереях сложнее, чем в лотерее «Спортлото «6 из 45», но у нас есть лотерея «Большое Спортлото», в которой вероятность выиграть суперприз — 1 к 50 миллионам. Мы не скрываем формулы, которые используем, их любой человек может посмотреть. Тут важно понимать, чем сложнее формула, тем больший суперприз можно накопить. А если вероятность 1 к 8 миллионам, то суперприз будет разыгрываться раз в месяц или несколько месяцев в зависимости от количества участников.

В нашей стране люди хотят выигрывать пусть и немного, но часто, а суперприз выигрывают единицы. Во всех ли странах так или где-то есть только суперприз и всё? 

Екатерина Шинкарева: В большинстве стран помимо суперприза существуют и другие категории выигрышей. Но нашу страну действительно отличает тот факт, что мы стараемся, чтобы каждый третий или четвёртый билет выигрывал хотя бы минимальную сумму. В странах же, где лотереи более популярны, чем у нас, чаще всего такого не бывает. Там обычно выигрывает каждый десятый-двадцатый билет, потому что участники в основном хотят выиграть именно суперприз. Когда более половины населения участвует в лотереях, они понимают, что необязательно делать выигрышным каждый второй билет.


Мир в большинстве своём уже перешёл на онлайн-лотереи?

Екатерина Шинкарева: Как ни странно, чем дольше в стране лотерейная история, тем хуже она переходит в онлайн. Наша страна в этом плане, конечно, один из лидеров. У нас колоссальная доля билетов продаётся в онлайне — более 50%. В некоторых странах есть онлайн-лотереи, например, в Финляндии или Франции. Но в некоторых странах проведение онлайн-лотерей до сих пор законодательно запрещено или находится в совсем зачаточном состоянии. 


Сейчас очень часто приобретаются всевозможные франшизы: и на телепрограммы, и на лотереи. А есть ли в России своя собственная лотерея, которой нет нигде в мире? 

Екатерина Шинкарева: Конечно же, это легендарное «Русское лото». Во-первых, у нас есть уникальная программа «У нас выигрывают!», в которой проходят розыгрыши «Русского лото». Она идёт уже практически 28 лет и попасть на съёмки может почти каждый желающий: просто зрителем или участником тиражной комиссии. Во-вторых, само «Русское лото» — это лотерея формата бинго, когда у тебя уже есть билет с цифрами, в котором не надо ничего стирать, выбирать или заполнять. Такой формат не так популярен за границей, этим мы очень отличаемся от мировых лотерей.

У нас в России есть уникальный лотерейный центр «Столото». Что такое лотерейный центр, как он функционирует и есть ли что-то подобное в других странах?

Екатерина Шинкарева: Аналогов нашему лотерейному центру в мире нет. Прежде всего, он уникален тем, что там проходят розыгрыши всех наших тиражных числовых лотерей. Любой желающий может прийти и посмотреть, как проходят розыгрыши, насколько всё честно, подкручивают ли лототроны или нет. Там же можно купить лотерейный билет и получить выигрыш. В лотерейном центре есть «Зал славы», где победителей встретят очаровательные сотрудницы «Столото» и помогут оформить выигрыш. Находится он в Москве по адресу Волгоградский проспект, 43к3. 


Многие люди больше доверяют западным лотереям, считая, что у них всё прозрачнее и надёжнее, чем у нас. Так ли это на самом деле? 

Екатерина Шинкарева: Наши лотереи точно ничем не хуже иностранных. К тому же у нас можно даже потерять лотерейный билет и, в отличие от западных стран, всё равно получить выигрыш, поскольку билеты привязаны к номеру вашего мобильного телефона. Это делает участие в наших лотереях максимально безопасным — никто не придёт в лотерейный центр и не получит выигрыш за вас.
На Западе развита типографская защита — вензеля, водяные знаки на билетах, но защита с помощью номера телефона намного надёжнее. И это наше отечественное ноу-хау. 

Купить билет
Вернуться назад